История Apple — становление успеха

Время на прочтение: 8 минут(ы)

Электронные и компьютерные гаджеты мультинациональной американской корпорации Apple несколько десятков лет пользуются огромным спросом. Интерес к «яблочным» новинкам настолько огромный, что за новыми моделями выстраиваются многотысячные очереди фанатов Эпл, а места в этих очередях даже в США продают за тысячи долларов.

История успеха компании Apple

За полвека существования компания настолько брендировала свою продукцию, что практически каждый новый смартфон или другое устройство становится культовым еще до презентации и выхода в продажу. Как удалось трем простым американским студентам из «гаражной» компании, собиравшей первые компьютеры буквально «на коленке», превратить предприятие в корпорацию с триллионными доходами, удерживая позиции лидера и законодателя компьютерной моды много лет подряд?

Если вы хотите узнать интересные факты из истории бренда, приготовьтесь к увлекательному путешествию в историю появления корпорации с ее взлетами и падениями, оригинальными идеями и изобретениями, завоеванием международного рынка компьютерной техники и провальным консерватизмом разработчиков.

Apple: что это такое

Apple (яблоко в переводе с английского) является крупнейшей компанией по созданию и изготовлению собственных персональных и планшетных компьютеров на базе многозадачных операционных систем, смартфонов, лэптопов, ноутбуков на собственной ОС IOS, ПО служебного, развлекательного, пользовательского назначения. Товарооборот корпорации по состоянию на 2022 год составлял $275 миллиардов с капитализацией в $1,044 триллиона.

Молодость – пора невероятных амбиций и рискованных поступков, и история Apple начинается именно с этих факторов: бывшие студенты Стив Джобс, Стив Возняк и Рональд Уэйн настолько увлеклись электроникой, что после недолгой работы в Silicon Valley решили объединить усилия в деле создания собственного компьютера силами новорожденной компании. Устройство должно было стать не только пионером вычислительной техники, но иметь такие возможности, которые позволили бы лидировать многие годы.

История знакомства двух Стивов в «Клубе самодельных компьютеров» переросла в успешный деловой союз, результатом которого стала ЭВМ, которая умела выводить на экран телевизора символы, набранные на электронной клавиатуре. Перспективы устройства были радужными, и третий друг Рональд Уэйн в 1976 профинансировал создание предприятия по производству этих машин. Хотя инициатором стартапа был именно Стив Джобс.

Интересна и необычна и история с логотипом компании. Тот же Рональд Уэйн видел первый логотип, как изображение Исаака Ньютона с падающим на его голову яблоком. Картинка был сложной для быстрого восприятия и запоминания, поэтому много раз переделывалась и усовершенствовалась в сторону минимизации.

Но, придумав логотип и вложившись в развитие компании, Уэйн с 10% доли прибыли продал свой пай всего за 800 долларов. Вот такой недальновидный оказался инженер – он просто побоялся личной и финансовой ответственности за возможные долги. Именно такими были условия создания предприятия. Он даже в письменном виде подтвердил свой отказ от претензий к корпорации, чем лишил себя возможности заработать к настоящему времени более $100 миллиардов.

А интересный и необычный логотип все-таки доработали. В 1977 году арт-директор рекламного агентства Regis MacKenna Роб Янофф предложил новую идею на основе старой концепции – надкушенное яблоко в шести цветах радуги. Многие до сих пор мучаются вопросом: почему яблоко надкушено? Это ассоциация с термином «byte» (бит – единица измерения цифровой информации в двоичном исчислении) и глаголом «кусать», звучащими одинаково.

Расцветка яблока в дальнейшем несколько раз менялась, но форма оставалась прежней. Последняя известная версия жива до сих пор, ее теперь знают во всем мире – это монохромное яблоко, утвержденное в 2014 году в качестве официального лого корпорации. Само название компании осталось таким же – Apple. В интернете еще живет история, что определиться с названием помог «его величество» случай: в городском телефонном справочнике слово «Apple» стояло выше слова «Atari» — основного конкурента студенческого предприятия.

Из гаража в богатейшую мировую корпорацию — хроника успеха

История успеха компании Apple

История корпорации сейчас ассоциируется с биографией ее основателя — Стива Джобса, который живет в Лос-Альтос. Цифровые инновации – не только хобби мультимиллиардера, но и его зависимость, без которой он не представляет жизни, и которой хочет заразить всю планету.

Официально компания основана 1 апреля 1976 года и зарегистрирована в городе Лос-Альтос, штат Калифорния, США, под наименованием «Apple Computers». Головной офис расположен в Купертино, штат Калифорния. На лету подхватывая новые идеи и разработки в сфере компьютерной техники, бренд не забывает поддерживать уникальный и узнаваемый дизайн продукции.

В мае 1976 года состоялась презентация первого серийного ПК с названием Apple I. Он повторял возможности техники других производителей, но именно на его продажах два Стива собрали первоначальный капитал на разработку и ручную сборку следующего Apple II. За два года было произведено около 200 единиц компьютера этой модели, который стоил 666,66 долларов. Цифра странная и даже пугающая, но объяснимая – Джобс имел странную тягу к повторяющимся числам, при этом он ничего не знал о так называемом «числе Дьявола». Apple II продавался до начала 90-х годов, и принес его создателям миллиардные прибыли, так как все 6 000 000 ПК расхватали, как горячие пирожки. Это был первый успех.

Интересный факт: в 2014 году на аукционе один экземпляр Apple II продали за $905 000. А пока — в 1980 году компания вышла на биржу с 4 600 000 единицами своих акций, и за пару часов торгов все сорок сотрудников Apple превратились в миллионеров.

В начале зимы 1983 года корпорация представила ПК Apple Lisa с оригинальным графическим интерфейсом и джойстиком-мышкой. Пожадничав с ценой, Стив Джобс продал всего 11 000 персональных компьютеров. Успех не случился, но история бизнесмену запомнилась.

1984 год – начало завоевания рынка моноблоком Macintosh с предустановленным ПО и графическим интерфейсом. До Apple такую комплектацию никто вводить еще не додумался, поэтому сразу раскупили около 100 000 единиц. Парадокс, но создание этой модели в конце концов принесло компании только убытки, хотя заметно усилило репутацию разработчика неординарных проектов.

В начале осени 1985 года оба Стива — Джобс и Возняк — уходят из Эпл. Это внезапно и неожиданно, но причина тривиальная – «не сошлись характерами» с директоратом. Гендиректором корпорации стал Джон Скалли и руководил компанией вплоть до 1993 года.

В июле 1997 года Стив Джобс стал временным директором СЕО и сразу решил вывести отношения Apple и уже известной миру компании Microsoft на более высокий доверительный уровень. Microsoft тратит на акции Apple $150 000 000 и внедряет новые версии ОС для Macintosh.

В 1998 году Стив Джобс разрабатывает iMac. Ему помогают Джони Айв и его команда дизайнеров-инженеров. На тот момент iMac является самым стильным и оригинальным персональным компьютером, что не замедлило сказаться на продажах – 80 000 единиц за пару месяцев.

2001-2003 года – компания разработала и запустила в продажу пионерский цифровой аудиоплеер iPod и музыкальный онлайн-магазин iTunes. За 10 лет продаж плеера им заинтересовались около 300 000 000 пользователей. А iTunes через два года вышел в международные лидеры продаж аудио треков.

Успех бренда продолжается, и в 2007 году iPhone совершил переворот в представлении пользователей о мобильных телефонах. Этот революционный смартфон с сенсорным дисплеем выходил в интернет, воспроизводил аудио- и видеофайлы. Но все новое пугает человека, и торговля шла медленно до 2009 года, пока не стартовали продажи iPhone 3G S. Миллион проданных смартфонов за три дня – это исторический факт. Такого рекорда не знала ни одна компания мира. Акции корпорации взлетели до небес, а Стив Джобс начал проектировать iPad.

Первое устройство увидело свет в 2010 году. Сенсорный экран большого размера (9,7 in) делал айпад похожим на ноутбук, что еще больше подогревало интерес фанатов бренда к девайсу. Тем более, весил первый планшет 700 граммов, и это буквально придавало вес его хозяину. В 2010 году также был выпущен в продажу iPhone-4 с Retina-дисплеем.

Расширяя диапазон использования своей продукции, бренд представил в 2015 году смарт-часы Apple Watch. Устройство на рынке далеко не новое, но в исполнении инженера и проектировщика Джобса «умным часам» предстояло стать предметом культа у своих поклонников.

Дальше — беспроводные наушники AirPods в 2016 году, процессор Apple M1 в 2020 году, новые коллекционные модели iPhone 10, 11, 12, 13 и т.д. Кстати, «яблочный» микрочип M1 поддерживает работу ИИ, и это обстоятельство весьма положительно отразилось на продажах гаджетов с «умным железом».

Как росла корпорация Apple – линейка продукции

Функция Touch ID (защита личных данных пользователя при помощи биометрических технологий) перевела восприятие продукции на новый уровень и вызвала безудержный ажиотаж у фанатов бренда. Беспроводные технологии передачи аудиосигналов (AirPods) и энергии (зарядное устройство MagSafe), брендовая экосистема, собственный облачный сервис для хранения информации iCloud – эти опции и возможности используются каждым владельцем «яблочного» смартфона, айпада или Mac.

Стив Джобс и Эпл — это история гениально выстроенного маркетинга ничем не примечательной продукции с помощью внедрения и рекламирования некоторых отдельных функций гаджетов. Любой мобильный гаджет от Apple автоматически становится атрибутом статуса для избранных и обеспеченных поклонников прекрасного в мире компьютерного искусства.

Лаконичность и узнаваемость стиля превратилась в визитку корпорации. Цифровые товары под управлением Джобса совершили революцию на рынке компьютеров и мобильных устройств, трансформировав стандартную электронику в коллекцию произведений искусства всего за несколько десятилетий. Корпорация Эпл смогла внедрить за очень короткий срок огромное количество инновационных, уникальных и креативных изобретений, и все они теперь успешно реализуются в премиальных нишах рынка.

Продукция компании Apple

Спектр товаров Эпл представлен сотнями наименований ПО и аппаратного оборудования, сервисными, условно бесплатными и платными услугами:

  1. iPhone 2007 года рождения ежегодно порождает новые модели мобильных устройств. Каждая следующая коллекция может похвастаться очередной инновацией, сохраняя простоту эксплуатации и узнаваемость бренда.
  2. ПК, КПК и моноблоки Macintosh становятся мощнее, быстрее, производительнее, а размеры устройств — меньше. В линейке товаров можно встретить мощный стационарный игровой компьютер, лидирующий на рынке моноблок iMac, сверхлегкий супертонкий ноутбук MacBook Air с бесконечно широким объемом решаемых задач. Все девайсы – от компактного mini с ОС Х до профессионального MacBook Pro — сохранили историю дизайна и дружественное управление.
  3. Аудиоплееры и iPad, продукция линейки Apple Watch, iPod touch и HomePod, беспроводные системы AirPods, технологии Bluetooth, голосовое управление Siri сопровождают теперь любой продукт бренда.
  4. Реестр «яблочной» продукции расширяется уникальными разработками и проектами: сканерами, принтерами, ТВ смарт-приставками, компьютерными мышками и другими периферийными устройствами, фото- и видеоаппаратурой, клавиатурой, ПДУ и т.д.

Как-то в интервью Стив Джобс поставил на одну ступень корпорацию и живой организм, сравнив ДНК Apple со строением человека и заявив, что только технологических успехов для развития компании мало. Новшества должны подпитываться креативом и творчеством, чтобы разработки Эпл заставили не только восхищаться собой, а сумели убедить «петь и ликовать» сердца людей.

Секрет успеха Apple

Маркетинг корпорации основан на несложных, но часто пренебрегаемых другими компаниями правилах, результат соблюдения которых – явления миру идеального изделия с оригинальным простым дизайном и интуитивно понятным интерфейсом. Apple фанатично контролирует мельчайшие детали, способные повлиять на продажи, и это особенно заметно при разработке обычных приложений.

Мало кто замечал, что на иконке TextEdit уместилось все содержимое рекламного клипа, так как увидеть ролик полностью можно, во много раз увеличив картинку. Мелодии для iMovie – результат сотрудничества с Лондонским симфоническим оркестром, а таких примеров дотошности и маниакальности достижения цели у компании очень много.

Пользователи продукции Эпл платят больше, но это того стоит! Цена iPhone или iPod – не только их технические возможности, но и уникальное чувство причастности к чему-то необыкновенному, созданному именно для тебя, чего у других нет. И эта причастность к жизни бренда делает всех владельцев «яблочных» девайсов виртуальными партнерами корпорации, когда твой статус автоматически поднимается в глазах друзей при виде гаджета с логотипом в образе надкушенного яблока.

История развития и успеха компании показала, что клиент бренда становится почти физически зависимым от услуг и продуктов компании, настолько они хороши. И это ощущение полностью вписывается в результат задачи, которую Стив Джобс поставил перед собой полвека назад – разработать и реализовать уникальную экосистему, объединяющую в один живой организм все устройства и услуги бренда.

Стратегия продаж корпорации поддерживает мысль основателя о противоборстве с существующими брендами. Таким образом, Apple демонстрирует свое коренное отличие от других производителей и привязывает потребителя к своей продукции возможностью пользоваться исключительно уникальным товаром.

Строгие, технически прямые девайсы на Android, которые миллионами выпускают остальные производители Европы, Азии и Америки, нельзя сравнить с изяществом гаджетов Apple. Постоянное обновление и улучшение ОС IOS всегда ставит гаджеты бренда на одну ступень выше. Уникальность преследуется во всем — от конструкции разъемов до формы периферийных устройств и собственного магазина приложений, которые нельзя установить на Андроид. Даже облачный сервис iCloud синхронизируется только с «яблочными» девайсами.

Облако от Эпл благополучно соединило контакты пользователя, электронную почту, фото и видео, блокнот и календарь. Без этих стандартных приложений пользователю уже не обойтись, а скачать их можно только в iCloud. Поэтому владельцы старых айфонов почти всегда настроены на покупку новых телефонов Эпл, чтобы не нарушать привычный ритм жизни при пользовании смартфоном.

Корзина0
В корзине нет никаких продуктов!
Продолжить покупки